В плену франшизы №11. Обзор игр Metro 2033
Игры по книгам, в том числе по современным, почти всегда делятся на два типа: четко следующие сюжету и околосюжетные. Во втором случае это история, действие которой происходит в той же вселенной, что и оригинала, только к первоначальной фабуле ее отношение весьма посредственное. Мы это уже видели особенно ярко на примерах из «Властелина Колец» и «Игры Престолов».
Вот только творения Толкиена и Мартина – высококачественные, раскрученные, разрекламированные и общепризнанные бренды. Они известны по всему миру, а наши с вами современники уже окрестили «ВК» и «ПЛиО» культовыми. И это вполне себе справедливо. Ибо как бы не любили литературоведы Толкиена за его почти расистское разделение на добро и зло в Средиземье, и как бы не считали они Мартина бесконечно далеким от классической литературы человеком, что само по себе уже спорно, создатели двух величайших фэнтези-саг последнего столетия – это столпы, которые, может, и проиграли в чем-то, но выиграли в ключевом. Их читают. И читают много.
А что из фэнтезийной тематики представлено у нас? Да так, чтоб по книге сделали игру с размахом. Ответ напрашивается не самый очевидный: «Метро».
В самом деле, сделанная по очень популярному, но достаточно среднему роману Дмитрия Глуховского игра, созданная, к тому же, украинскими разработчиками, не совсем «наша» да и фэнтези чуть-чуть не то. Антиутопия. С действием в московской подземке. Звучит интригующе, но что скрывается под этим?
Скажу сразу, что книга и фильм оставляют двоякое ощущение. Поэтому воздержусь от их оценивания, тем более что речь у нас пойдет о компьютерных играх. Тем паче что сам Глуховский хвалил обе игры очень сильно.
И, конечно, наши вечные правила. Мы не будем вникать в требования игры, в ее движок, издателя и разнообразные технические сведения. Давайте проанализируем игры «как есть» глазами не очень требовательного игрока, нахватавшего верхушек, но для которого игры не являются большой частью жизни. Нам предстоит понять проект, задуматься, являются ли данные игры достойной частью серии или нет. Словом, оценим игры как часть глобального проекта.
Metro 2033 (2010 и 2014 redux)
Разработчики пошли по пути золотой середины. Сюжет следует книжному, но отсебятины тут хватает. Дабы не спойлерить ничего, просто поверьте мне на слово. Но намек сделаю: фабула изменена. В лучшую или в худшую сторону – неизвестно.
Итак, первое, чем берет игра – это атмосфера. Гнетущая, но по-своему притягательная. Предыстория плавно перетекает в меню, что также добавляет плюсик в корзину легкости подачи сюжета. Во время завязки, когда Артем, главный герой, на секундочку, пробирается через всю станцию в оружейную, нас просто заваливают скриптованными сценами и диалогами. Здесь и отец с сыном обсуждают, какой дом они построят, когда выберутся, супруги ссорятся, раненые страдают в лазарете, а случайные люди слева и справа рассуждают о бытовых проблемах. Впечатление это производит колоссальное. После такого конца первого часа геймплея ожидаешь чего-то великого.
Но затем тебе дают оружие. Оно действительно ужасно, поэтому у вас скоро возникнут проблемы. Пробираясь к Рижской, вы столкнетесь с аномалией. Расправиться с мутантами будет сложно, но это, в принципе, дело техники. Однако первое, что поражает, так это осознание… «Сталкера» . Все это уже было. И мутанты и, кажется, выглядели они также. В прологе, где тоже приходилось их постреливать, такого ощущения не было. А вот в туннеле уже появляется. И я знаю, почему. В начале игры ты невольно ждешь какого-то шока, резкого развития, поворота. А когда приходит осознание рутинности и понимание концепции игры, глаз начинает замечать недостатки.
Однако оправдание этой схожести есть: все-таки тематика пост апокалипсиса, хоть в «Сталкере» и локальная, а здесь – всеобщая, не балует нас чем-то полярным.
Кто-то мне посоветовал отнестись к Метро как к отечественному Fallout. Что ж, пули-деньги, продуманные диалоги (еще бы – по книжке ведь игра), тематика – все это позволяет говорить об этом. Только от РПГ нет ничего. Metrо 2033 – это шутер от первого лица с элементами хоррора.
Говорить про режимы игры в redux подробно не буду. Все-таки это не прохождение и даже не полноценный обзор. Скажу лишь, что режимы отличаются между собой и дает различное понимание игры, расставляя приоритеты игрока на разных вещах: тут нужно экономить патроны, здесь – просто остаться в живых, там можно действовать вариативно, здесь – в худших традициях линейного шутера. Хотя отличия и не так значительны, разница ощущается.
К слову, о шутерах. Перестрелки здесь поставлены не лучшим образом. Удовольствия от выстрелов не получаешь, мутанты откровенно тупят и разницы между различными типами вооружения не чувствуешь. Благо, в redux опирались на опыт Last Light, где механику стрельбы исправили.
Наблюдать за политическими перипетиями все же интереснее в книге, однако и в игре это немало доставляет: фашисты, сектанты, коммунисты, бандиты… Словом, полный набор. Постоянные сводки новостей на станциях, реплики и плакаты неплохо поддерживают общую атмосферу игры. Отчаяние и безысходность? Да. Политическая борьба? Еще бы!
От книги игра отличается новомодным явлением того времени: альтернативными концовками. Если делаешь так называемые «добрые дела» - получай возможность «спасти» Черных. Нет, тогда просто наноситься последний ракетный удар. И на том конец первой части.
Собственную оценку игре давать не буду, скажу лишь, что рейтинги у игры были вполне хорошие: 77 на метакритике и т.д. Совет поиграть в Metro 2033 я дам, для расширения кругозора, так сказать.
А мы переходим к сиквелу.
Metro 2033: Last Light (2013 и 2014 redux)
Весна опять пришла… И Артем вновь ввязался в бой. Рассказывать про сюжет надо максимально кратко, чтобы не испортить себе общее впечатление от игры (в конце концов, можно и книгу лишний раз прочитать). Итак, последний «черный» уничтожен, Артем попадает в плен. Еще больше политики, крови, бу-эффектов и внутриигровых фишечек и сюжетных поворотов. Через огонь, воду и станцию «Третьяковскую» мы мужественно пробираемся к двум концовкам.
Первая. Артем жертвует собой, взрывая к чертям Д6. Анна рассказывает детям о подвиге отца. Это, так называемый, плохой конец.
Вторая. Черные останавливают коммунистов (понимайте, как хотите). Однако это при условию, что вы всегда выбирали «не убивать», если такая возможность была (еще одна фишка именно Last Light – больше выбора и некоего интерактива). Черные опять-таки покидают метро и ву а ля - каноничная концовка, соответствующая книжной.
Но теперь к делу.
Когда говорят о второй части, то подразумевают великолепную графику, доработанное оружие и его прокачку. Действительно, Last Light стоит воспринимать именно как работу над ошибками первой части. Довели до ума боевку, улучшили графику, отчего атмосфера приняла более напряженный и зловещий характер. Саундтрек всем миром был оценен как «положительный», «Игромания» назвала игру «шутером года», а 3DNews вообще поставили 9 из 10.
Но нашлись и негативные отзывы. В частности, звучали упреки о том, что вместо «трагичной и драматической истории» мы получили «прозападный боевичок», не отличающийся от остальных шутеров. Плохих парней заменили на коммунистов и нацистов, прибавили «полубожественную» тематику, а также добавили эмоций, в которые «пользователь не поверит».
Отчасти так и есть. Last Light умеет быть как разнообразной, так и мистически одинаковой игрой. Стелс хоть и стал похож сам на себя (redux версия), но он порой смотрится как капля в море. А все из-за того, что сюжет часто провисает. От постоянного напряжения нервов в этой игре нужно передохнуть немного. Разработчики это сознавали и даже попытались разрядить обстановку, но в итоге получились обычные провисы, которые делают игру нецелостной, а история с боссами смотрится как огромный привет 90-м.
Как итог отмечу, что Last Light понравился мне куда больше первой части. Игра эта не без минусов, однако всех их можно стерпеть, дабы насладиться интересным геймплеем и ощущением глобального погружения в московское метро 2033-35 гг.
Итак, что в итоге.
Мы получили довольно неплохую по восточноевропейским меркам серию, которая обладает плюсами книг: захватывающий сюжет, классная атмосфера. Но в отличие от оригинала, игры сделали значительный шаг вперед: если романы Глуховского назвать большой литературой сложно, то вот Metro 2033 как игра – это Проект с большой буквы. На моей памяти, это первый случай в истории «В плену франшизы», когда игры превзошли книгу или фильм, по которым делались.
А на сегодня всем спасибо.
Слишком много внимания для дилогии средней руки. Сделанной по книге далеко не высшего сорта, а если рассматривать именно с литературной точки зрения, то книгу и средненькой назвать нельзя.
Завышать оценки только потому что продукт "почти" отечественный это заниматься самообманом. Захватывающий сюжет? нет не видно
Автор sword_cpsW 5
sword_cpsW писал:
Слишком много внимания для дилогии средней руки. Сделанной по книге далеко не высшего сорта, а если рассматривать именно с литературной точки зрения, то книгу и средненькой назвать нельзя.
Завышать оценки только потому что продукт "почти" отечественный это заниматься самообманом. Захватывающий сюжет? нет не видно
Рад, что ваше мнение почти совпадает с авторским. Как филолог воспринимать "шедевры" Глуховского не могу. Но как игры они все же заслуживают внимания, ибо здесь действует метод от противного. Грубо говоря: сравнивая мстящего боксера и метро все выберут метро. Извините за некорректное сравнение, но это, чтоб ясней было.
На безрыбье и метро - "шутер года"
Геймер Genius_review 20
Да и как шутер первая часть откровенный слив с такой анимацией и ужасной стрельбой, где монстры впитывают пульки, как губки воду - без особого вреда могут поглотить не одну обойму, притом без особой разницы в голову или нет...
Автор sword_cpsW 5
Блин. Я вот только два месяца назад добрался до этих игр. Первую тянул месяц, по чуть-чуть, так как никак не мог въехать смысл... Зато когда въехал (где-то в конце первой четверти игры) - понеслааась! И первую и Ласт лайт - на одном дыхании за пару дней. А насчёт оружия - винторез в руки и сразу всё норм!
Геймер zaycheG 1
Тема постапокалипсиса всегда интересна геймерам, тема с Русским апокалипсисом в двойне интересней, сама игра проста в понимание, тут не нужно читать оригинал, как в том же Ведьмаке, и вот то что в игре все красиво сделано, закошенно под Мосвку, заставило меня полюбить эту серию, пройти её раз 5
Автор WANTES 15
По моему вот это по многим мелочам знакомое из повседневной жизни окружение , разные мелочи , родной язык и манера общения персонажей - огромный плюс который как многопудовая гиря перевешивает все недостатки для людей живущих на постсоветском пространстве , резвится в родных локациях намного приятнее чем где-то в Калифорнии где разные мелочи будут понятны только после специальных изысканий на форумах или в Википедии , а тут сразу О , узнаю брата Колю !!. Ну это я так думаю
Геймер XAPTMAH 1
Ребят, "В плену франшизы" по Сталкеру надо? А то в связи с тем, что не зашло, мягко говоря, метро, возникают сомнения
Геймер Genius_review 20
Было бы интересно, хотя в формат "в плену франшизы" Сталкер вписывается с трудом.
Геймер Niordan 11
Genius_review писал:
Они известны по всему миру, а наши с вами современники уже окрестили «ВК» и «ПЛиО» культовыми.
...создатели двух величайших фэнтези-саг последнего столетия
Прошу прощения,но если "последнее столетие" - это двадцать первый век, то ВК не в кассу. А если речь о про последние сто лет, то уже ПЛиО на "величайшее" не тянет.
Niordan писал:
Было бы интересно, хотя в формат "в плену франшизы" Сталкер вписывается с трудом.
Это ещё почему?
По теме Метро. В 2033 не играл, а Last Light мне понравился. Во всяком случае больше, чем BioShock Infinite (на мой взгляд у этих игр довольно много общего).
Автор LootHunter 68
LootHunter писал:
Это ещё почему?
Во всех ранее перечисленных случаях игры делались по мотивам. В случае Сталкера все с точностью наоборот.
Геймер Niordan 11
Niordan писал:
LootHunter писал:
Это ещё почему?
Во всех ранее перечисленных случаях игры делались по мотивам. В случае Сталкера все с точностью наоборот.
Сталкер все равно заимствовал кое-что (мягко говоря) из "Пикника на обочине" Стругацких
Геймер Genius_review 20
"Кое-что позаимствовать" и "франшиза" это очень сильно не одно и то же. Разве Стругацкий получил роялти от игры?
Геймер Niordan 11
Genius_review писал:
Ребят, "В плену франшизы" по Сталкеру надо? А то в связи с тем, что не зашло, мягко говоря, метро, возникают сомнения
Да всё нормально - вполне хороший пост.
Просто читателей поменьше стало, а тем более комментаторов (лето: кто в разъездах, кто в экзаменах, итог один - не до посещений сайта).
Автор Textoplet 64 *
У Метро есть один конкретно глобальный недостаток. Москвичам знающим свой город - курьерам, таксистам, и просто патриотам малой родины играть в неё вредно для психики. Географических ляпов просто куча. Дальше уже мелкие претензии, которые отсвечивают полным и натуральным ИМХОм.
Второй недостаток - поиск секретов и просто стелс в первой части практически никак не поощряются (не редукс). Ну нашёл ты станнер-шокер, ну получил чуть больше патронов - и вали дальше, сюжет и дальнейшие приключения от этого никак не изменятся. Ну не убил никого на станции и получил ачивку - дальше можешь убивать снова.
Третий недостаток - Метро ЛЛ и редуксовых версий - ограничение на количество переносимых не-золотых патронов. Все перфекционисты и манчкины будут страдать из-за одного патрона, который не смогут подобрать, а их тут за одну карту с учётом секретов могут быть целые сотни, и это только одного вида!
Четвёртый недостаток - привязка Редуксов к 64 битам и убирание обычного Ласт Лайта из продажи. Ага, щаз, пересношу кучу старых игр, программ и полезного барахла только чтобы поиграться в две игрули... Ну не бред ли?
Плюсатор dimitrius5naj 18
Niordan писал:
LootHunter писал:
Это ещё почему?
Во всех ранее перечисленных случаях игры делались по мотивам.
По мотивам чего делалась Call of Juarez, про которую тожепост есть ?
Автор LootHunter 68
LootHunter писал:
По мотивам чего делалась Call of Juarez
Все остальные случаи вполне соответствовали понятию "франшиза". По каким соображениям Genius_review включил в этот цикл Call of Juarez нужно спрашивать у него, а не у меня.
Геймер Niordan 11
Niordan писал:
LootHunter писал:
По мотивам чего делалась Call of Juarez
Все остальные случаи вполне соответствовали понятию "франшиза". По каким соображениям Genius_review включил в этот цикл Call of Juarez нужно спрашивать у него, а не у меня.
В том случае я франшизу прировнял к стилистике, ибо вестернов на ПК мало
Геймер Genius_review 20
писал:
книга и фильм оставляют двоякое ощущение
А что, по Глуховскому разве фильм сняли?
писал:
У Метро есть один конкретно глобальный недостаток. Москвичам знающим свой город - курьерам, таксистам, и просто патриотам малой родины играть в неё вредно для психики. Географических ляпов просто куча.
Действие игр разворачивается не в нашей вселенной, а в альтернативной - в Last Light это чётко показано.
Плюсатор Newberry 29
Newberry писал:
Действие игр разворачивается не в нашей вселенной, а в альтернативной - в Last Light это чётко показано.
А где именно показано, если не секрет?
Плюсатор dimitrius5naj 18
Например, в Мавзолее. Ленин выглядит совсем не так, как наш - и вряд ли кто-то стал бы заморачиваться изменением его внешности после войны.
Плюсатор Newberry 29
Newberry писал:
Например, в Мавзолее. Ленин выглядит совсем не так, как наш - и вряд ли кто-то стал бы заморачиваться изменением его внешности после войны.
Там если проходить по плохому, то вообще один черепок валяется, а про альтернативную вселенную не согласен. Делали не наши, и сделали добротно, но от того что доступа к картам нет, так и получилось. Главное понятно все, что вот он кремль, вот она площадь, игрок даже забугорный поймёт, я в Москве, я в России.
Автор WANTES 15